Обучение шахматам детей в школе открывает уникальные возможности для всестороннего развития и воспитания учащихся. Игру в шахматы отличают простота и доступность, а приобретенные в результате обучения знания и умения благотворно сказываются на процессе реализации творческого потенциала личности, способствуют появлению устойчивых навыков в принятии самостоятельных оптимальных решений в любой жизненной ситуации. На протяжении многих веков шахматы являются составной частью общечеловеческой культуры. Двадцатый век, век стремительного научно-технического прогресса, предопределил дефицит на людей, способных мыслить системно, а вместе с тем и творчески, в экстремальных условиях, которые неизбежно возникают в жизни современного общества. Роль социально-педагогической функции шахмат за последние годы заметно возросла. Обучение шахматам естественно интегрировалось в программы начальных и средних школ, здесь накоплен достаточно значимый практический опыт, позволяющий по достоинству оценить эффективность воздействия шахмат на всестороннее развитие личности детей. Социальный статус шахмат высок в большинстве развитых стран мира и с каждым годом они получают все большее признание. Десятки миллионов людей во всем мире играют в шахматы не только для того, чтобы повысить свой спортивный уровень. Люди понимают и чувствуют, что игра в шахматы в первую очередь приносит им моральное, эстетическое удовлетворение, позволяя реализовать, в той или иной степени, заложенное в каждом мыслящем существе стремление к участию в творческом созидательном процессе. Работа шахматных педагогов и тренеров, в первую очередь, должна быть направлена на формирование эстетического восприятия шахмат. Динамика живой шахматной партии, непредсказуемость конечного результата, творческое и спортивное противоборство детей за шахматной доской, дают педагогам великолепную возможность развить в учениках способности самостоятельного логического мышления, интуицию, навыки к систематизированной аналитической работе, которые в дальнейшем принесут им реальную пользу в научной или практической деятельности. В декларации прав ребенка на игру одной международной ассоциации написано: “Игра – это жизнь. Она инстинктивна, добровольна, спонтанна и естественна. Она связана с исследованием, общением и выражением себя. Она сочетает в себе действия и мысль. Она приносит удовлетворение и ощущение успеха”. Постоянный поиск оптимального решения, необходимая взаимокорректировка планов и целей создают в шахматной партии почти идеальные условия для исследования проблем развития кибернетического мышления. Особое значение приобретает и творческое общение ученика с шахматной компьютерной программой. Фантастически быстрому методу перебора бесчисленных вариантов электронным “мозгом”, человек вынужден противопоставлять системное и интуитивное мышление, основанное на специальных теоретических знаниях и на способности человека к творческой фантазии.