ЗНАКОМИМСЯ С МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛАМИ: ШЕРШАВЫЕ БУКВЫ

ЮРИЙ ФИЛЁВ

В методе Монтессори ребёнок сначала осваивает письменные навыки и только потом чтение. Это кажется для многих нелогичным. Но всё дело в том, что в процессе письма ребёнок использует только аналитические процессы – нужно последовательно проанализировать звуки и записать их графические обозначения. В чтении же подключается синтез, ведь нужно ещё и осознать смысл прочитанного, этот процесс для ребёнка гораздо сложнее.
В звуковых играх уже проработаны звуки. Ребёнок слышит и различает их. Теперь следующий этап: нужно дать этим звукам имена, присвоить каждому графическое изображение. С этой задачей мы легко справляемся при помощи материала шершавые буквы. Все буквы, предназначенные для письма, изучаются ребёнком визуально, на слух и тактильно, так что когда ребёнок захочет писать, он может записывать абстрактные формы звуков. Следует обратить внимание на то, что в методе Монтессори ребёнок сразу использует для письма именно прописные буквы. Это более целесообразно, так как именно эти буквы проще написать, они состоят из простых однотипных округлых элементов, которые ребёнку проще повторить. Прописные буквы прекрасно воспринимаются и запоминаются ребёнком.

Что собственно из себя представляет этот материал? Это набор строчных письменных букв алфавита в коробочке. Каждая буква обозначена шероховатостью на гладком деревянном фоне. Согласные – на синем основании, гласные – на красном или розовом, так традиционно принято в русском языке. В западных традициях происходит инверсия цветового фона. Шероховатость формируется из приклеенного песка средней зернистости, но может быть сформирована и из обычной наждачной бумаги, это удобно, к примеру, если использовать подобный материал в домашних условиях, его не так сложно изготовить.
Гид двумя пальцами, средним и указательным, показывает ребёнку, как воспроизводить написание буквы в том же направлении, в котором она обычно пишется.
Использование этого материала даёт ребёнку сразу тройственную комбинацию впечатлений. Он видит букву, он чувствует форму, и он слышит звучание символа, которое повторяет гид. Тот факт, что собственно буква выполнена из шероховатости вместо чернил, приглашает ребёнка потрогать букву, чтобы прочувствовать изящество её обводов. Это важный шаг в изучении письма. Повторение этого упражнения фиксирует форму каждой из букв в мышечной памяти ребёнка.
В классе Монтессори ребёнок учит фонетические звуки букв прежде, чем он узнаёт их имена, используемые в алфавитном порядке. Фонетические звуки даются вначале, потому что это звуки, которые он на самом деле и слышит в словах. Например, ребёнок может слышать «н-н-н» в начале слова «нос». Он не слышит алфавитное название «эн» в этом слове.

Сначала ребёнок начинает осознавать эти фонетические звуки, когда гид вводит согласные с помощью шершавых букв. Например, при представлении звука «м», нужно представить ребёнку несколько слов, начинающихся с этого звука – «мама», «масло». При знакомстве следует произносить слова, не подразумевающие разность трактовок. Не нужно использовать таких слов, как «медведь», там ребёнку слышится совсем другой, мягкий звук «мь». Ребёнок повторяет звук и обычно добавляет дополнительные слова, в которых этот звук используется, в данном случае такие как «мыло» или «майка».
Ребёнку демонстрируют три различных символа, обычно контрастно отличающиеся друг от друга. Чаще всего это два согласных и один гласный звук. Гид несколько раз обводит шершавую букву, называя при этом звук, который она обозначает. Если время презентации выбрано верно, то ребёнок с головой окунается в работу. В моей группе нередкость, когда дети спонтанно и самопроизвольно обводят буквы по 30-40 раз подряд, демонстрируя при этом полную погружённость в этот вид деятельности.
При помощи трёхступенчатого урока последовательно вводится буква за буквой.
Ключевые цели этого материала – прямая ассоциация звука и буквы, исследование языка и речи, запоминание букв, подготовка к письму и чтению. Следует обратить внимание на то, что это один из немногих материалов, работу с которым необходимо прерывать, если ребёнок обводит символ неверно, то есть не так, как он пишется. Необходимо, чтобы мышечной памятью с самого начала был «схвачен» верный образ буквы.
Контроль ошибок заложен в самой шероховатой поверхности букв. Пальцы, соскальзывая с шероховатой дорожки, вынужденно возвращаются на «шершавый путь».
Оптимальное время введения материала 3-3,5 года.
Информация, проходя одновременно по трём каналам, усваивается гораздо легче. И узнав хотя бы половину букв, ребёнок уже может начинать работу со следующим письменным Монтессори-материалом, ставшим уже легендой – подвижным алфавитом, но это уже тема для следующей статьи.

Добавить комментарий